–Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет необычный урок, урок-путешествие по литосфере.
На этом занятии Вы будите записывать новые знания в специальный рабочий лист. Скачать рабочий лист.

–Но до того как мы отправимся в путешествие, давайте проверим ваши географические знания.
Ответьте на следующие вопросы:
1) Перечислите оболочки (геосферы) Земли.
2) Каково внутреннее строение Земли?
3) Что собой представляет ядро Земли?
4) Как называется оболочка, которая  занимает 5/6 внутреннего объёма Земли?
5) Что мы знаем о мантии?
6) Что такое земная кора?
7) Везде ли толщина земной коры будет одинакова?
8)Чем материковая земная кора отличается от океанической?
9)Что называют литосферой?
10) Для чего нужно изучать внутреннее строение Земли?
11) Какими способами это можно сделать?
– Ваши знания мы проверили и можем отправляться в путь. Вы совершенно правильно рассказали о внутреннем строении Земли, ведь именно с его особенностями связаны два природных явления, изучению которых мы посвятим сегодняшний урок.
–Вам предстоит совершить не мало открытий связанных с одним из грозных природных явлений – вулканизм. Мы раскроем причины возникновения вулканизма в различных регионах земного шара.
Тема сегодняшнего урока: «Вулканы и гейзеры».

Запишите число и тему урока в рабочих листах.
- Мы ответим на вопросы:
Что такое вулкан?
Каково его строение?
Какие виды вулканов бывают?
Что такое гейзер?
В каких уголках земного шара можно увидеть эти явления природы?

Учитель: Откуда произошло  название «вулкан»?

Рис. 1. Вулкан – бог кузнечного дела

«Слово «вулкан» происходит от латинского слова «вулканос» — огонь, пламя. У древних римлян бог огня и кузнечного дела назывался Вулкаома (рис.1). По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в 50 км к северу от острова Сицилия. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня».

Рис. 2. Вулкан Этна

У каждого вулкана свой характер. Одни дымятся, как огромные паровозы, другие – выбрасывают каменные бомбы, третьи – изливают каменные реки. Одни долго готовятся к извержению, другие начинают извергаться неожиданно.

Как же устроен вулкан и почему происходит извержение?
Внимание на схему! (Рис.3)

Рис. 3. Строение вулкана

Глубоко под землей очень высокая температура, настолько высокая, что вещество мантии находится в расплавленном состоянии, это вещество мантии  называется магмой.
Магма находится в особой камер в верхней части мантии, которая называется – очаг магмы. Извержение начинается тогда, когда расплавленная магма накапливается в очаге и устремляется вверх. Магма, вырываясь на поверхность, застывает, и образуется вулкан. Канал, по которому поднимается магма, называется жерло вулкана.  Верхняя часть жерла называется кратером. Обычно это гигантская воронка на вершине конуса вулкана. Ширина кратера может достигать нескольких км. Во время извержения на поверхность выбрасывается пепел и лава.
Из-за разного состава магмы — она может быть очень жидкой или вязкой — образуются различные вулканы. Так называемые стратовулканы образуют красивые правильные конусы. Если лава вязкая, то, если посмотреть на срез вулкана, можно увидеть несколько слоев застывшей лавы. Лава различается по цвету не только потому, что одна недавняя, а другая свежая, но и в зависимости от состава лавы. Если в лаве присутствует много железа, то она красного оттенка.

Зарисуйте схему строения вулкана в рабочий лист (рис.4).

Рис. 4.

В бланке даны определения элементов строения вулкана, Вам нужно вписать название каждого понятия.

1.    Магма – расплавленное вещество мантии.
2.    Очаг магмы – область  в верхней части мантии, где находиться магма.
3.    Жерло – канал по которому магма поднимается на поверхность.
4.    Кратер – углубление на вершине вулкана.
5.    Лава – это часть магмы, которая вырывается на поверхность.

Извержение вулкана – одно  из наиболее грозных и в то же время величественных явлений природы. Чтобы понять, что такое представляет собой вулкан,  посмотрим следующий видеофрагмент, на котором показано извержение вулкана Этна на острове Сицилия 37°с. ш. 14°в. д. (Италия) в 2011 г. Найдите этот вулкан на карте полушарий.

Еще раз внимательно посмотрите на схему строения вулкана, которую мы с вами нарисовали, и попробуйте сами дать определение понятию вулкан.

Вулкан – особая по форме гора на поверхности суши или на дне океанов, образовавшаяся  при подъёме из недр Земли и извержении на ее поверхность магмы. Запишите определение в рабочий лист.

- Где же могут образовывать вулканы? Они могут возникнуть в любой точке Земли или только в определенных местах? Как вы думаете?
- Совершенно правильно. Зоны распространения вулканов совпадают с границами плит, где образуются огромные трещины. Именно здесь уменьшается давление, и раскаленная мантия не может оставаться в твердом состоянии и стремится вырваться наружу.
Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке?
Ответ:
Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных  плит т.е. в зоне разломов (рис.5).

Рис.5.

- Области наибольшего распространения вулканов совпадают с сейсмически активными районами. Большинство вулканов Земли расположено на берегах Тихого океана. (рис.6)

Рис.6.Действующие вулканы Земли

Классификация вулканов
Работа с учебником (§19, п.3. стр.50).
- Откройте учебники на стр. 50 пункт, внимательно прочитайте его и ответьте на вопрос:
- В чём заключается отличие действующих вулканов от потухших?
Дополните схему в рабочем листе (рис.7).

Рис.7. Классификация вулканов

С помощью карты полушарий в атласе, найдите вулканы по указанным в бланке географическим координатам. Впишите название и абсолютную высоту каждого вулкана.

Извержение вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим  последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами. Достаточно вспомнить  об извержении вулкана Везувий в Италии (КОТОРЫЙ СЧИТАЛСЯ ПОТУХШИМ) в 79 г. н.э., уничтожившего город Помпея (рис.8).

Рис.8. Везувий

«Этот античный город  трагедия постигла рано утром 24 августа 79г. н.э. Город находился с подветренной стороны от вулкана и поэтому был очень быстро засыпан пеплом. Всё происходило в полной темноте, солнечный свет не пробивал облако пепла. Когда жители осознали всю серьезность своего положения, улицы уже были погребены под толстым слоем пепла, а он все продолжал падать с неба. Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на улицах, и их мгновенно засыпал пепел.
Трагедию этой катастрофы отражена на полотне Карла Павловича Брюллова (рис.9).

Рис.9. Карл Брюллов "Последний день Помпеи"

«Последний день Помпеи», а великий русский поэт А.С. Пушкин отразил трагедию города в своих стихах

«Везувий зев открыл — дым хлынул клубом- пламя
Широко развивалось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колон
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспаленным прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.»

Многие нашли свою смерть по развалинами домов, были раздавлены  крышами  обрушившихся под тяжестью пепла. Извержения вулкана уничтожило город. Помпеи скрылась под слоем пепла, толщиной до 3-х метров.
Расположенный по другую сторону от Везувия город Геркуланум не был засыпан пеплом, но тоже исчез с лица Земли.  На склонах вулкана скопилось большое количество пепла, и когда в результате атмосферных нарушений пошёл дождь, эти размокшие массы пепла начали оползать по склонам, образуя грязевые потоки.  Город Геркуланум исчез под 15-ти метровым слоем грязевых потоков.  От извержений вулкана Везувий  пострадал и город Стабия.
Извержение вулкана продолжалось  2-е суток. Когда же оно  прекратилось, на вершине Везувия образовался огромный кратер, достигающий 3 км в поперечнике».

Выполните небольшую практическую работу. Заполните следующую таблицу (рис.10).

Рис.10.

Следующие явление природы, которое мы изучим, тесно связано с вулканами. Это явление называется гейзер.

Гейзеры — источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. Гейзеры распространенны в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает покой.

С давних пор славится своими горячими источниками, кипящими реками и гейзерами Исландия (рис.11). В долинах большинства ее рек видны поднимающиеся облачка паров от кипящих ключей и гейзеров. Они особенно многочисленны в юго-западной части острова. Интересен знаменитый Большой Гейзер с диаметром бассейна около 18 м. Гладкое дно бассейна в центре переходит в округлое жерло около 3 м в диаметре, по форме похожее на раструб пионерского горна. Извержения Большого Гейзера очень красивы. Они повторяются через каждые 20— 30 ч и длятся около 3 ч. Высота фонтана достигает 30 м. Жители суровой Исландии используют горячие источники для выращивания в теплицах овощей и фруктов. Столица Исландии Рейкьявик и большинство городов и поселков полностью отапливаются водами горячих источников.

Рис.11. Исландия


Долина гейзеров на Камчатке Здесь известно около 20 крупных гейзеров, не считая мелких, выплескивающих воду вверх всего на несколько сантиметров. Почва около них теплая, а иногда и горячая. Самый большой камчатский гейзер Великан, выбрасывающий фонтан высотой в несколько десятков метров. Неподалеку находится гейзер Жемчужный, названный так по форме и цвету отложений. Гейзер Сахарный окружен красивыми отложениями нежно-розового цвета. Это пульсирующий источник. Вода из него выплескивается равномерными толчками.

Рис.12. Долина гейзеров на Камчатке


Мы с вами познакомились отнюдь не со всеми известными вулканами и узнали о них совсем немного, Я думаю, что сегодняшний урок вызвал у вас интерес к одному из самых грозных явлений природы — извержению вулкана, И вы уже самостоятельно сможете узнать о них еще больше.

Домашнее задание: учебник стр.49-52 (учить), в контурной карте полушарий обозначить вулканы, записанные в рабочий лист.